Поездки по стране на фестивали народного творчества, дружба с родственными по духу коллективами и уже немалая сокровищница собранных в репертуар песенных жемчужин из щедрого богатства русской национальной культуры – всё это окрылило надеждой на проведение и в Муроме своего межрегионального фольклорного фестиваля. Инициатором этого проекта и выступил ансамбль «Мурома», а городская администрация поддержала эту идею. В дни празднования 1135-летия древнего Мурома впервые в городе состоялся фестиваль фольклора и ремесёл «Богатырёва гора», на который съехались творческие коллективы со многих регионов России и ближнего зарубежья: ансамбли «Торома» из Мордовии, «Скарб» из Беларуси, «Воскресение» из Белгорода, «Лазори» из Калуги… – все трудно и перечислить.
Лейся, песня, русская, раздольная
Александр Черников не любит высоких слов о патриотизме, о Родине. Но вся его творческая жизнь связана с этими святыми понятиями. Ведь если не вернём, не защитим народную песню, то и никто не спасет её. И потому-то он чуть ли не с детских лет собирает фольклор. Выезжает в этнографические экспедиции, по крупинкам из мусора отмывая жемчужины старых, нередко почти исчезнувших песен, и дает им со своими ребятами вторую жизнь. А ведь какую красоту могли потерять! Как великолепно звучат песни «Былина об Илье Муромце на Соколе-корабле», «Поехал казак на чужбину», «Под грушей», «Уж, ты, батюшка»… И в каждом из более чем сотни произведений песенного репертуара «Мурома» свое звучание, своя прелесть.
Сегодня ансамбль достиг творческого мастерства. Пришел успех. Да и как ему не прийти, если парни виртуозно исполняют произведения в пяти- шестиголосиях, достигая потрясающей полифоничности. Подобное мастерство отличает единицы ансамблей не только по области, но и по всей России.
Радость восприятия «Мурома» значительно усиливает владение игрой на забытых владимирских рожках, жалейках. Ансамбль возрождает старинную игру на гуслях. Надо если, то сыграют и на косах, трещотках, пилах!
Сегодня ансамбль «Мурома» известен в России и за рубежом. Его приглашают на популярные всероссийские фестивали, смотры, в гастрольные поездки за границу. И всюду он становится лауреатом, получает высокие награды, признание, несет славу и известность древнему Мурому…
Юрий Морозов (Муромский край.– 1999.– № 31, 27 ноября)
В год 55-летия Победы в Великой Отечественной войне ансамбль включил в свой репертуар и песни военных лет.
В мае же в коллектив пришёл новый исполнительный директор Валерий Козлов. Продолжилось налаживание творческих контактов ансамбля – и последовало приглашение на Международный фестиваль, посвященный 780-летию благоверного великого князя
Александра Невского в Александрове. Родимый для муромских певцов край – древнейшая Владимиро-Суздальская земля – собрала на фестиваль во славу православного великого князя Святой Руси гостей из далёких заморских стран – Мексики, Египта, Турции… Однако в пестроте экзотических, по-карнавальному многокрасочных коллективов русский фольклорный ансамбль «Мурома» не только не затерялся, но предстал особенно выразительным и неповторимым, самобытным. Не потому ли тогда же на фестивале своё восхищение исполнительским мастерством ансамбля из Мурома высказал известный политик, в то время заместитель председателя Государственной Думы России Владимир Жириновский.
Празднование 780-летия святого благоверного князя преобразилось в незабываемый «Венок славы святого Александра Невского» – широкомасштабную Всероссийскую акцию, начало которой было положено во Владимире – столице Древней Руси. Приглашение на участие в концертной программе ансамбль получил от Заслуженного деятеля искусств России В.Л. Дёмина, известного режиссёра массовых зрелищ. Концерт транслировала в прямом эфире Российская телерадиокомпания.
В те же дни ансамбль участвовал и во Всероссийском фестивале-конкурсе «Поёт село родное» в Суздале, откуда привез Диплом Лауреата первой степени, а на этом фестивале выступали три десятка коллективов. В июне коллективу уже рукоплескали зрители, участники и гости фестиваля «Троицкие хороводы в Орловском полесье». Даже председатель Совета Федерации России, Егор Строев, сам родом с Орловщины, на этом празднике пустился в пляс под песни голосистых муромских артистов. Эта поездка оказалась творчески плодотворной и многообещающей: ансамбль тут же пригласили (теперь – “на коммерческой основе”) украсить своим выступлением праздник Дня города Орла, где коллектив «Мурома» оказался на одной сценической площадке со “звёздами” отечественной эстрады – братьями Заволокиными, известными по телепередаче «Играй, гармонь», да при том такими “конкуретнами” и вовсе “из другой оперы”, как группы «На-На», «Балаган Лимитед» и прочими “акулами” шоу-бизнеса. Это было, казалось бы, вовсе невыгодное соседство для исполнителелей народной песни из Мурома, которые стремятся не засорить “попсово-коммерческими” ритмами, а, наоборот, очистить русскую песню, возвратить нас к её истокам. Тем не менее, никакие суперпопулярные знаменитости не смогли затмить свет истинной народной культуры. Фольклорный ансамбль «Мурома» оказался вне конкуренции и вне сиюминутной моды! И этот по-своему “коммерческий” урок сразу же не приминул “намотать на ус” новый менеджер ансамбля Валерий Козлов.
«Полно вам, ребята, чужо пиво пити»
Валерий Козлов – личность в Муроме популярная. Он – и легко импровизирующий ведущий в чёрном смокинге да при бабочке на вечерних молодёжных шоу в День города. Он – и неизменный комический персонаж на первоапрельских «Юморинах». Он – и талантливый драматический актёр народного театра «Контраст». А с недавних пор – и менеджер, а точнее – исполнительный директор фольклорного ансамбля «Мурома».
Мой собеседник с увлечением рассказывает о том, где только ни побывал коллектив «Мурома» за нынешнее лето. И на Международном фестивале в Александрове, где местные зеваки дивились на уличное шествие народных ансамблей из Мексики, Египта, Турции… Но даже на этом экзотически-карнавальном фоне именно певцы ансамбля «Мурома» в своих по-мужски строгих русских костюмах были признаны истинной “жемчужиной” фестиваля. Одним из лучших признали наш фольклорный ансамбль и среди трёх десятков участников фестиваля «Поёт село родное» в Суздале, где муромские парни стали лауреатами первой премии. С успехом они выступили и во время проведения Всероссийской акции «Венок славы» в честь Александра Невского во Владимире. А затем покорили Орловское Полесье на «Троицких хороводах», архангельскую публику в Каргополе и калужан на их Дне города.
Организацией всех этих летних “гастролей” и занимался в поте лица новый исполнительный директор. А ведь и у него самого очередная сессия не за горами. Валерий – студент факультета менеджеров социально-культурной деятельности в Московском университете культуры.
– Мне кажется, я, наконец-то, к тридцати трём годам, нашёл себя, – поведал мне Валера. – До этого в своей юности и молодости чем только ни увлекался и кем только ни трудился: и в разные спортивные секции бегал, и барменом, и продавцом успел поработать, и в нашем вузе технарей учился… Но всё это было не моё. А заглянул за кулисы двадцать лет назад – да и остался в «Контрасте» у режиссёра Николая Николая Горячева.
– То есть у тебя и бенефис на носу: так уж полагается – 20 лет сценической деятельности как-никак!
– Не я один такой, – продолжает Валера. – Многие актёры театра по стопам своего режиссёра поступили в театральные вузы или в родной для Н.Н. Горячева Московский институт (ныне – университет) культуры. Вот и я (пусть не сразу) отыскал этот – свой! – путь.
Учёба в Московском университете культуры – это не только изучение теории, освоение профессиональных знаний, но и ценное общение. Вот, например, однокурсница из Рязани рассказывает, как работает продюсером фольклорного коллектива. В отличие от нашего профессионального муниципального ансамбля, коллектив моей однокурсницы самодеятельный. Однако есть у него свой постоянный генеральный спонсор – крупная нефтяная компания, которая и оплачивает все поездки ансамбля, в том числе и зарубежные. А «Мурома» существует лишь благодаря поддержке и бюджету администрации города. Наш коллектив давно известен за пределами муромской округи. Часто народная артистка СССР Людмила Зыкина лично звонит нашему руководителю Александру Черникову и приглашает на всевозможные, весьма престижные фестивали. Однако не всегда ансамбль может позволить себе такую роскошь. А отчего? Нет у нас ещё по-настоящему дальновидных предприимчивых меценатов, которые понимали бы: инвестировать культуру, национальное духовное развитие – это и значит обеспечивать себе и своим детям достойную жизнь, благо-получное будущее. Никто нынче уже не сомневается, что ансамбль «Мурома» стал ”визитной карточкой” нашего древнего города. Вот и необходимо на современном уровне этот коллектив продвигать: выпускать аудиокассеты, диски, клипы, рекламные фильмы и буклеты об уникальном мужском фольклорном коллективе.
– И, выходит, волей-неволей жить по законам шоу-бизнеса?!
– Почему “шоу”?! Ребята в коллективе и в особенности Александр как руководитель вовсе не симпатизируют тому стилю, который насаждает, например, бабкинская «Русская песня», – вот уж действительно беззастенчивая коммерционализация. Или, скажем, «Золотое кольцо» с солисткой Кадышевой, которая превратила народные
песни в примитивную “попсу”. Согласитесь, ансамбль «Мурома» не впадает в этот грех: сохраняет чистоту жанра, не поддаваясь велению времени и не продаваясь. Хотя при этом и музейно-этнографического “консервирования” тоже не ждите – не дождётесь. «Мурома» – живое, а не какое-то “реставрированное” исполнение. Именно поэтому публика и сопереживает певцам. И я чувствую обратную связь между сценой и залом, когда ребята поют да пританцовывают, исполняя казачий фольклор или песни, записанные в родных муромских деревнях и сёлах. А когда звучат духовные песнопения, у людей слёзы на глазах. Но тот же ансамбль может сымпровизировать и… джазовую “классику”, подыгрывая себе на владимирских рожках, балалайке да баяне. Знаю, многие молодые слушатели с удовольствием ставят на магнитофон кассету с записями ансамбля «Мурома» и нередко предпочитают эти напевы теперешним “рэпу” или “попсе”. Поэтому-то как раз и нельзя сегодня работать на “клубном” уровне. Родной фольклор необходимо возвращать народу – и прежде всего молодым. А для этого коллективу следует развиваться и крепнуть, раздвигать горизонты. И успех сегодня гарантирован только при современном менеджерском подходе. Требуется, как теперь принято говорить, “раскрутка”, “продвижение”. Кстати, ни одно зарубежное выступление не может состояться без хорошей рекламы.
…Я соглашаюсь с моим собеседником и прокручиваю на кассете в исполнении ансамбля «Мурома» плясовую с названием «Полно вам, ребята, чужо пиво пити». И вот под этот задорный перепляс хочу пожелать на втором десятке творческой жизни коллектива обрести ребятам ансамбля «Мурома» своего надёжного… “пивовара”, то бишь мецената-инвестора, или, говоря по-русски, попечителя, заботливого по-отечески, который и обеспечит надёжную оправу нашей “жемчужине” – “визитной карточке” древнего Мурома.
А Валере Козлову пожелать следует, конечно же, того, чтобы ему было по пути с ансамблем «Мурома». И чтобы это был действительно свой путь профессионального становления молодого менеджера на ниве родной, национальной культуры.
Владимир Костылёв («Новая провинция»: молодёжный выпуск «Крепкий орешек».– 2000.– 17 августа.– С. 14)